Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. Они являются критерием высокого спортивного мастерства, считают многие авторы. К координационным способностям юных гимнастов предъявляют высокие требования, в связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники. Поэтому, необходимо искать новые пути, с помощью которых можно раньше, быстрее и лучше научить детей управлять своими движениями.
Основа управления движением – двигательная ловкость. Совокупность координационных способностей составляют основу ловкости. При возникновении сложных и неожиданных ситуаций, находчиво и точно, экономно и целесообразно, наиболее совершенно и быстро решать двигательные задачи, это и есть координационные способности.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, пространственную ориентировку, статическое и динамическое равновесие.
Координация движения является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности. Данное качество обязательно не только в спортивной гимнастике, но и в повседневной жизни человека. При выполнении любого двигательного действия необходимо сохранение устойчивости тела (равновесие) [12].
Выбор темы исследования обусловлен, высокой значимостью координационных способностей для спортивной гимнастики. Координация – одно из важнейших физических качеств будущего гимнаста. В данном виде спортивной деятельности невозможно достичь высоких результатов без совершенствования координации движений.
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивных достижений, усложнением требований в квалификационной программе. Поэтому в секцию спортивной гимнастики набирают мальчиков в раннем возрасте – с 4 лет.
В связи с этим встает вопрос о том, что развитие физических качеств и в том числе координационных способностей у будущих гимнастов необходимо начинать намного раньше. Тем не менее, не следует забывать о том, что становление любого физического качества генетически детерминировано и подчинено общим закономерностям онтогенеза. Так сенситивный период для формирования координационных способностей считается возраст с 7 до 10 лет, а критический период с 10,5 до 13,5 лет.
Дети 5-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильностью симметричности движений; у них наблюдается избыток ориентировочных, лишних двигательных реакций, малая способность к дифференцировке усилий [9].
Тем не менее, и в этом периоде онтогенеза, на который приходиться этап начальной подготовки по спортивной гимнастике, необходимо уделять значительное внимание развитию данного качества. Чем выше уровень развития координации у будущего гимнаста, тем больше у него возможностей для всестороннего развития техники движения, тем больше у него перспектив достичь спортивного мастерства.
Задача тренера на этом этапе разработать и применить оптимальный комплекс определённых упражнений специфической направленности, систему методических приемов способствующих становлению у занимающихся координации движения. Однако для детей 5-6 лет такие комплексы и приемы не достаточно детально разработаны, что свидетельствует об актуальности нашей работы, о необходимости вести работу в данном направлении.
Цель исследования: оценка эффективности развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике посредством подвижных игр и комплекса упражнений на развитие равновесия.
В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические предпосылки к решению проблемы по теме исследования через изучение научно-методической литературы.
2. Разработать программу развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике посредством подвижных игр и комплекса упражнений на развитие равновесия и апробировать в условиях педагогического эксперимента.
3. Изучить эффективность влияния подвижных игр и комплекса упражнений на развитие равновесия на формирование координационных способностей мальчиков 5-6 лет в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у мальчиков, занимающихся спортивной гимнастикой.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике.
Гипотеза исследования: предполагается, что подвижные игры и комплекс упражнений на развитие равновесия, включенные в занятия для мальчиков 5- 6 лет, занимающихся в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике, существенно помогут развивать координационные способности.
Новизна: разработана и практически апробирована методика развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике через подвижные игры и комплекс упражнений на развитие равновесия.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данная методика развития координационных способностей может быть рекомендована в практику учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса секций по спортивной гимнастике, в практику физкультурно-оздоровительных занятий дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей у детей 5-6 лет
1.1. Особенности спортивной гимнастики как вида спорта
Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин «гимнастика» появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев.
В Древнем Риме применяли в подготовке легионеров гимнастические упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов. В эпоху Возрождения гуманисты придавали большое значение занятиям гимнастикой как средству развития физической силы и всестороннего воспитания молодежи.
Сокольская гимнастика, получившая название от общества «Сокол», имела огромное влияние на формирование спортивной деятельности, которая распространяла средствами спорта патриотические идеи в период борьбы против австро-венгерского гнета в борьбе чешского народа. Основал сокольскую гимнастику и Сокольское движение профессор Пражского университета М Тырш (1832-1884). В сокольскую гимнастику входили упражнения на снарядах, с предметами, массовые вольные упражнения, пирамиды. В отличие от немецкой гимнастики, сокольская придавала большое значение эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций
Чехи разработали первые правила соревнований и полную терминологию гимнастических упражнений. Сокольская гимнастика завершила формирование основных элементов спортивной гимнастики и это обеспечило ее популярность во многих странах, в том числе в России, и широкое распространение как вида спорта в конце XIX - начале XX в. В становлении и развитии отечественной школы спортивной гимнастике существенную роль сыграли ведущие спортсмены и тренеры, а также специалисты в области физической культуры и спорта.
Спортивная гимнастика – один из старейших олимпийских видов спорта современности. Международная федерация гимнастики была создана 23 июля 1881 года. За прошедшие 100 лет спортивная гимнастика сделала колоссальные успехи. Если сравнить упражнения первых и последних чемпионов Олимпийских игр и мира, то краткое заключение уложится в два слова: фантастический прогресс! Этот прогресс резко ускорился после изобретения и внедрения в гимнастические залы и учебно-тренировочный процесс поролоновых матов и ям, специальных устройств и тренажеров в конце 60-х – начале 70-х годов XX века, а также новых методов, средств и технологий обучения и тренировки. Неизмеримо возросли культура движений, трудность упражнений и тренировочные нагрузки. Усилиями тренеров, гимнастов и специалистов создано огромное структурное многообразие гимнастических упражнений, называемых элементами, связками и комбинациями.
Это структурное многообразие движений и обеспечивающих их выполнение разнохарактерных двигательных режимов не имеет аналогов в других видах спорта. Спортивная гимнастика относится к группе видов спорта со сложной координацией действий, выполняемых в относительно постоянных условиях без прямого контакта с соперниками. Сами управляющие действия по сравнению с другими видами спорта в гимнастике относительно просты. Это сгибательно-разгибательные движения в основном в плечевых и тазобедренных суставах, поскольку во многих гимнастических упражнениях правилами соревнований предписываются удерживать руки и ноги прямыми. Но эти относительно простые движения должны быть очень точно и тонко скоординированы при чрезвычайно сложной ориентации тела в пространстве в весьма неординарных опорных и безопорных положениях и очень часто в условиях острого дефицита времени. Поэтому современная спортивная гимнастика очень сложна в смысле координаций движений и предъявляет чрезвычайно большие требования к скоростно-силовой подготовленности, вестибулярному аппарату, гибкости и специальной выносливости. Основным объективным препятствием для выполнения упражнения и главным соперником гимнаста являются его собственный вес. Поэтому более важными являются не абсолютные, а относительные показатели силовых качеств, т.е. в перерасчете на 1 кг веса.
В связи с преобладанием в спортивной гимнастике упражнений силового и скоростно-силового характера, наибольших успехов, как правило, добиваются относительно легкие и сильные гимнасты сравнительно небольшого роста и веса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бронштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бронштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 92 с.
2. Васильев, О.С. Убрать эффект бабочки / О.С. Васильев // Гимнастика. – 2013. – №1. – С. 31-35.
3. Давыдов, С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнего возраста различных типов конституций / С.Ю. Давыдов. – 2005. – 15 с.
4. Журов, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н. Журов – М.: Академия, 2002. – 160 с.
5. Журавин, М.Л. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшикова, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 55 с.
6. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: автореф. дис….. канд. пед. наук / Р.Э Зимницкая. – Минск, 2003. – 134 с.
7. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин Психомоторика: сб. научн. трудов. – М.: Академия, 2006. – 26 с.
8. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.Н.Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова: – М.: ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
9. Лях, В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – С. 15 – 18.
10. Лях, В. И. Определение координационных способностей с помощью тестов / В.И.Лях // Физическая культура в школе. - М.: Академия, 1988. – С. 155 – 167.
11. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – М.: Академия 2007. С. 28 – 30.
12. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И.Лях // Теория и практика физической культуры. – М.: Академия – 2005. – С. 18 – 50.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев: учеб. для институтов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
14. Минаева, Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов / Н.А Минаева // Ежегодник: Гимнастика. – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – С. 16 – 23.
15. Рунцов, Б.С. Подвижные игры на уроках в малокомплектной школе / Б.С Рунцов // Физическая культура в школе. – 1991. – №1. – С.22 – 23.
16. Стамбулова, Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.В. Стамбулова; Москва, 2008. – 17 с.
17. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей / И.И. Сулейманов; – Омск: ОГИФК, 2001. – 31 с.
18. Филиппович, В.И. Двигательная ловкость / В.И.Филиппович; Легкая атлетика, 2000. – 37 с.
19. Смолевский, В.К. История гимнастики: энциклопедия / В.К. Смолевский, Л.Я. Аркаев // Спортивная гимнастика, М.: АНИТА ПРЕСС 2006. – С. 192 – 197.
20. Теория и практика физической культуры. – Научно теоретический журнал. – №3 – 1997. – Режим доступа http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/1997N3/p44-46.htm